История создания факультета психологии и его основатели

Факультет психологии основан в 1992 году по инициативе профессора Ужвы Татьяны Викторовны. За годы своего становления факультет прошел сложный, но успешный путь. С 1999 года факультет развивается под руководством декана факультета психологии Пец Ольги Ивановны, при активном участии доктора психологических наук, профессора Миславского Юрия Александровича, доктора психологических наук, профессора Лебедева Владимира Ивановича и многих других представителей науки. С 1999 года деканом факультета психологии является Пец Ольга Ивановна – организатор деятельности факультета.

За время работы факультета свои знания и опыт студентам передавали такие выдающиеся ученые как профессор Кричевский Р.Л., профессор Крупник Е.П., профессор Лебедев В.И., профессор Савельев С.В., профессор Сосновский Б.А., профессор Миславский Ю.А., академик РАМН Айрапетянц М.Г.; профессор, доктор психологических Васильев И.А.; профессор, доктор психологических наук Богоявленская Д.Б., профессор, доктор филологических наук Тарасов Е.Ф.; доктор социологических наук Кащенко Е.А.; профессор, доктор политических, кандидат психологических наук Ламанов И.А., к.пс.н. Лубовский Д.В., к.пс.н. Семенова Н.Д., к.пс.н. Шевеленкова Т.Д., к. б. н. Гулимова В.И., к.пс.н. Корепанова И.А., к.пс.н. Алхазова А.А.. к.пс.н. Кояшева О.И., к.пс.н. Краева М.Ю.. д.пс.н., профессор Сорокоумова Е.А. и другие.

На фото слева направо

Васильев Игорь Александрович

Васильев Игорь Александрович (р. 6 мая 1945, г. Москва) - профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор психологических наук.

Биография

  • 1970.06    - диплом с отличием, факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.
  • 1970-1972    - мл. научный сотрудник факультета психологии МГУ, кафедра общей психологии.(зав. кафедрой проф. А.Н.Леонтьев), лаборатория психологии мышления (зав. лабораторией проф. О.К.Тихомиров)
  • 1972-1977    - мл. научных сотрудник, Институт психологии АН СССР, лаборатория "Проблем автоматизации умственного труда" (зав. лабораторией проф. О.К.Тихомиров).
  • 1976.11    - защита кандидатской диссертации на тему: "Теоретическое и экспериментальное исследование интеллектуальных эмоций", Институт психологии АН СССР.
  • 1977-1989    - ассистент, факультет психологии МГУ им М.В.Ломоносова, кафедра общей психологии.
  • 1980-1981    - стипендиат DAAD (немецкая служба академических обменов) - 10 месяцев, Рурский университет, г. Бохум, ФРГ, институт психологии, кафедра общей психологии и психологии развития (зав. кафедрой проф. Х.Хекхаузен).
  • 1989-1999    - доцент, факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, кафедра общей психологии.
  • 1991.10-12    - приглашение в качестве гостя-исследователя в проектную группу когнитивной антропологии Общества Макса Планка (3 месяца, ФРГ). Приглашение служило цели подготовки и проведения совместного исследовательского проекта в области "решения сложных проблем", университет Бамберг, кафедра психологии II (зав. кафедрой проф. Д.Дернер).
  • 1993.10-12    - стипендиат DAAD (немецкая служба академических обменов (3 месяца), университет Оснабрюк, кафедра дифференциальной психологии и исследо-вания личности (зав. кафедрой проф. Ю.Куль), совместное исследование в области мотивационной регуляции мышления.
  • 1994.10-12    - стипендиат DFG (немецкое исследовательское общество, 3 месяца), университет Оснабрюк, кафедра дифференциальной психологии и исследования личности (зав. кафедрой проф. Ю.Куль), продолжение совместного исследования в области личностно обусловленных различий в мотивацион-ной и эмоциональной регуляции мышления при решении сложных проблем
  • 1998.11    - защита докторской диссертации на факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова на тему: "Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности".
  • 1999.09    - профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.
  • 2000-2010 – заведующий кафедрой «Общей и возрастной психологии « в НОУ ВПО МИЭПП

Основные публикации

Монографии, главы в книгах:

  1. К анализу процессов целеобразования // Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975. - С. 100-142 (в соавт. с В.А.Тереховым).
  2. История и современное состояние проблемы интеллектуальных эмоций и чувств // "Искусственный интеллект" и психология. - М.: Наука, 1976.- С. 133-175.
  3. Соотношение процессов целеобразования и интеллектуальных эмоций в ходе реше-ния мыслительных задач // Психологические механизмы целеобразования. - М.: Наука, 1977. - С. 68-95.
  4. Эмоции и мышление. - М.: Изд-во Московского университета, 1980. - С. 3-192 (в соавт. с В.Л.Поплужным, О.К.Тихомировым).
  5. Мотивация и контроль за действием. - М.: Изд-во Московского университета, 1991. - С. 3-144 (в соавт. с М.Ш.Магомед-Эминовым).
  6. Развитие деятельностного подхода в психологии мышления // Традиции и перспек-тивы деятельностного подхода в психологии (Школа А.Н.Леонтьева). - М. Смысл, 1999. С. 191-234 (в соавт. с О.К.Тихомировым, Ю.Д.Бабаевой, Н.Б.Березанской, А.Е.Войскунским).

Статьи:

  1. К вопросу о возникновении эмоций в структуре мыслительной деятельности // Пси-хология технического творчества (Материалы докладов симпозиума). - М. - С. 224-230.
  2. Исследование процессов целеобразования при решении мыслительных задач // Во-просы психологии. - 1975. - №1. - С. 12-21 (в соавт. с В.А.Тереховым).
  3. Психологический анализ некоторых условий возникновения интеллектуальных эмоций // Труды IV международной конференции по искусственному интеллекту. - М.: Изд-во АН СССР, 1975. - С. 211-216.
  4. Исследования соотношения познавательных и эмоциональных процессов в амери-канской психологии // Вопросы психологии. - 1976. - №2. - С. 172-182.
  5. К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. - М.: Изд-во Московского университета, 1979. - С. 55-62.
  6. Анализ современной информационной концепции мышления // Вопросы психоло-гии. - 1983. - №5. - С. 147-154.
  7. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности. // Актуальные проблемы современной психологии. - М.: Изд-во Московского университета, 1983. - С. 53-59.
  8. Влияние индивидуальных психологических различий на процесс решения проблем // Вопросы психологии. - 1985 - №1 - С. 140-148 ( в соавт. с Ю.Куль, ФРГ).
  9. An Information-processing perspectiveon motivation: Intrinsic task-involvement, problem-solving, and the complexity of action plans // In G.D'Ydewalle (Ed) Cognition, In-formation Processing, and Motivation. Amsterdam: North-Holland, 1985, 505-522 (в со-авт. с Ю.Куль, ФРГ).
  10. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестн. Моск. Ун-та, серия 14, психология, 1987, №2. - С. 20-30 (в соавт. с Р.Р.Бибрих).
  11. Эмоции в системе мыслительной деятельности // Эмоциональная регуляция учеб-ной деятельности. - М., 1988, АН СССР. - С.11-16.
  12. К вопросу о личностных детерминантах мыслительной деятельности // Вестн. Моск. Ун-та, серия 14, психология, 1989, №3. - С. 33-42 (в соавт. с Хусаиновой Н.Р.).
  13. Эмоциональная регуляция творческой деятельности. - Симферополь, 1991. - С. 16-20.
  14. Гуманитарная и естественно-научная парадигмы в современных исследованиях эмоций // Психологический журнал. - 1992, - №6. - С. 80-89.
  15. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психо-логический журнал. - 1998. - №4, С. 49-60.

Научная деятельность

  1. На факультете психологии МГУ - разработка исследовательского проекта "Индивидуально-психологические различия в мотивационной и эмоциональной регуляции мыслительной деятельности при решении сложных проблем". Начало - ноябрь 1999.
  2. В рамках международного сотрудничества - разработка исследовательского проек-та "Личностно обусловленные различия в мотивационной и эмоциональной регуля-ции мышления при решении сложных проблем". Совместно с немецкими коллегами - проф. др. Д.Дернер (университет Бамберг), проф. др. Ю.Куль (университет Оснабрюк).
  3. Доклад на Международной конференции по мотивации. Университет Leuven, Бель-гия. "Мотивационная и эмоциональная регуляция мышления" (на английском язы-ке). Май, 2000 г.

Научные интересы

  1. Компьютерное моделирование ситуаций для психологического эксперимента в об-ласти психологии мышления, мотивации и эмоциональной регуляции деятельности. Компьютерное моделирование сложных ситуаций, в частности, в области предпринимательства и менеджмента для исследования стратегического мышления пред-принимателей и менеджеров.
  2. Диагностика типа и уровня самоуправления человека в сложных ситуациях. Созда-ние и адаптация инструментов диагностики. В частности, адаптация к русской популяции батареи методов диагностики самоуправления, разработанной в лаборатории проф. Ю.Куля (Германия).
  3. Исследование мотивационной и эмоциональной регуляции мышления при взаимо-действии человека со сложными системами, представленными в форме компьютерных моделей.

Сергей Вячеславович Савельев (род. 1959) — русский учёный, эволюционист, палеоневролог, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАМН. Член Союза художников РФ.

Работал в НОУ ВПО МИЭПП с 2000-2009 гг. Студенты,  преподаватели и руководство факультета, с удовлетворением вспоминают годы совместного сотрудничества с профессором Савельевым С.В. и благодарят за вклад в деятельность факультета на пути его развития.

Мировоззрение

Считает, что поведение человека полностью определяется тремя устремлениями к:

  • удовлетворению естественных потребностей (например, в пище),
  • воспроизводству (размножению),
  • доминированию.

В частности свой выбор жизненного пути ученого объясняет стремлением к доминированию:

Я не хочу спасать человечество. Я постараюсь проявить доминантность как-нибудь по-своему. Мне интересно заниматься реальными механизмами и изучать их дальше.

У меня есть еще масса всяких затей: показать, например, как мозг участвовал в процессе социализации и как в результате деятельности мозга возникла сегодняшняя инфраструктура человечества, эта система надувательства и самообмана, на котором все держится. У меня есть масса научных занятий, которыми я продолжаю заниматься, а любой дешевый выпендреж, связанный с созданием чего-либо… это реклама и пиар.

Считает, что в дальнейшем человек будет развиваться по пути примитивизации (уменьшения уровня интеллекта, улучшения физических характеристик).

Также в своём пособии выдвигает ряд революционных идей о происхождении мозга.

Отрицает обоснованность молекулярных методов в систематике.

Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ларина Ирина Александровна - психолог, преподаватель психологии, доцент МИЭПП;

член Совета директоров Института экзистенциально-

аналитической психологии и психотерапии (ИЭАПП).

Направление работы в психологии – экзистенциальный анализ.

Работает психологом после окончания факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова с 1977 года. Опыт практической работы - в области психологии труда, профессиональной ориентации, в системе школьного образования. Опыт преподавательской работы в системе высшего профессионального образования с 1977 года.

С 1999 по 2013 год – участие в образовательном проекте Международного общества экзистенциального анализа (GLE-international) под руководством доктора А. Лэнгле. Диплом GLE-international о высшем европейском образовании «Психолог-консультант экзистенциально-аналитического направления».

Опыт работы ведущим социально-психологических тренингов для практических психологов образования, школьных педагогов, директоров общеобразовательных школьных учреждений, педагогов детских учреждений интернатного типа, сотрудников мэрии г. Москвы, сотрудников и руководителей государственного банка, родителей подростков.

Основные публикации:

«Как пережить подростковый кризис» М.: Генезис, 2004. – 176 с.

«Экзистенциальный анализ управленческой деятельности» (в соавт. с Н. Н. Андреевой)/ «Экзистенциальный анализ». Бюллетень №2, 2011, ИЭАПП.

9 публикаций по вопросам влияния фактора неопределенности на человека, базовых потребностей развития человека, формирования толерантности, кризисов профессионального развития личности – в психологических журналах и научно-методических сборниках.

Благодарность за педагогическую работу зам. министра Министерства образования Российской Федерации (2009).

Миславский Юрий Александрович (29.09.1943-10.05.2006 гг.)

Доктор психологических наук, профессор Миславский Юрий Александрович многие годы являлся научным сотрудником НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (Москва).

Ю. А. Миславский работал в МИЭПП со дня основания факультета психологии с 2000 по 2006 гг. На протяжении всех лет работы в МИЭПП он являлся заведующим кафедрой общей психологии.

По инициативе Ю.А. Миславского сотрудниками кафедры организована психологическая лаборатория, в рамках которой осуществляется научно-исследовательская разработка темы: «Психологические принципы интеграции и действенности экономического, политического и правового самосознания личности».

Студенты, которым посчастливилось слушать лекции профессора Ю.А. Миславского, с большой теплотой отзываются о Юрии Александровиче как о прекрасном Человеке, Преподавателе и Психологе. Как говорят сами студенты: « Ю.А. Миславский многим из нас открыл двери в мир психологии». Многие студенты параллельно с изучением общей психологии в МИЭПП, проходили авторские тренинги Ю. А. Миславского, в которых знакомились со всеми существующими моделями психотерапии. Его вклад в формирование профессионализма и развития личности студента трудно переоценить.

Основные публикации:

Миславский Ю. А. : Саморегуляция и творческая активность личности 88'3 с.71


Миславский Ю. А. , Царегородцева Л. М. : О координации научных исследований в возрастной и педагогической психологии 88'5 с.180


Миславский Ю. А. : Психотерапевт или пастырь? (К проблеме соотнесения теологической и гуманистической парадигм помощи личности) 91'3 с.69

Владимир Иванович Лебедев (27.01.1929 – 30.03.2004.

Владимир Иванович Лебедев (р. 1929) — Российский психолог, врач, доктор психологических наук (1984), профессор (1985), зав. кафедрой психологии и организации управленческого труда Всесоюзной высшей школы управления Госагропрома СССР, возглавлял отдел медико-психологической подготовки в Центре подготовки космонавтов (1960-1971).

Один из создателей новой отрасли психологии — космической психологии. Исследует проблемы экстремальной психоневрологии, а также поведения человека, его психического состояния, процессы взаимодействия людей в особых изменённых условиях существования.

Книги

  • Гагарин Ю. А., Лебедев В. И. Психология и космос. М.: Молодая гвардия, 1968, 1976. — 207 с.
  • Леонов А. А., Лебедев В. И. Восприятие пространства и времени в космосе. М.: Наука, 1968. — 114 с.
  • Леонов А. А., Лебедев В. И. Психологические особенности деятельности космонавтов. М.: Наука, 1971. — 255 с.
  • Леонов А. А., Лебедев В. И. Психологические проблемы межпланетного полета. М.: Наука, 1975. — 248 с.
  • Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества. М.: Медицина, 1972. — 337 с.
  • Лебедев В. И. «Тайны» психики без тайн. О «таинственных» явлениях человеческой психики. М.: Политиздат, 1977. (Беседы о мире и человеке). — ? 90 с.
  • Лебедев В. И. Духи в зеркале психологии. Художник Д. А. Шпаков. М.: Советская Россия, 1987. — ? 223 с.
  • Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. — 303 с.
  • Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. Достоевский над бездной безумия. Когито-Центр, 2003. — 232 с.

 

 

На фото в центре

Пец Ольга Ивановна

П.: психолог; декан ф-та психологии с (2000-2012 г.г.; Орг.: НОУ ВПО Московский институт экономики, политики и права (МИЭПП); Р.: 26.01.1952, г. Архангельск; О.: 1975 – Архангельский гос. педагогический институт им. М.В. Ломоносова, естественно-географический ф-т; 1997 – МУИЦ, практическая психология; и при МПГУ, ф-т практической психологии, психотерапии и социальной работы; К.: с 1975 – работа в системе образования; с 1995 – Моск. гуманитарный институт им. Е.Р. Дашковой, декан ф-та психологии; с 2000 – МИЭПП, декан ф-та психологии; ОД.: высокопрофессиональный педагог и психолог, умеющий работать как с профессорско-преподавательским составом вуза, так и со студентами; усилиями декана на ф-те психологии создан стабильный и высокопрофессиональный коллектив преподавателей, психологическая служба ф-та, позволяющая студентам решать проблемы личностного и профессион. становления. а также в условиях экспериментальной площадки, по заказу Департамента образования г. Москвы, развивая идею создания непрерывной цепи образования на этапе вузовской подготовки, впервые в стране реализована программа подготовки специалистов психологов для работы с детьми с ограниченными возможностями; тема диссертационного исследования «Актуальные образовательные аспекты формирования компетентностей специалистов - психологов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»; Пб.: статьи в журн. "Лучшие вузы", уч. программы и методические рекомендации по психологии, чл. редколлегии сборников науч. статей; Н.: Благодарность департамента образования г. Москвы. Западное окружное управление. За высокий уровень научного сопровождения Второй Международной конференции дефектологов (январь 2007 г.), благодарность департамента образования г. Москвы за плодотворную и безупречную работу на должности декана, нагрудный знак ВВЦ за разработку и внедрение образовательной программы "Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями"(апрель 2006 г.), медаль "В память 850-летия Москвы"(26 февраля 1997г.), почетная грамота Министерства образования и науки РФ "За значительные успехи в деле подготовки высококвалифицированных специалистов, большой вклад в организацию уч. и воспитательного процесса и многолетний плодотворный труд"В настоящее время является начальником отдела  организационной и воспитательной работы НОУ ВПО МИЭПП.