Качество образования зависит и от тебя!

Нынешние работодатели выражают все большее недовольство выпускниками ВУЗов. И первопричиной этому является отсутствие у вчерашних студентов необходимых навыков для непосредственной трудовой деятельности на предприятии. Лидерство, инициативность, нацеленность на результат – это минимальный набор качеств, который должен присутствовать у каждого нового кандидата, но и этого далеко не достаточно. Компании жалуются, что многие выпускники ВУЗа не справляются на рабочем месте с возникающими проблемами, они не приспособлены для работы в команде. В связи с этим в нового сотрудника необходимо дополнительно вкладывать средства в рамках корпоративных задач, используя всевозможные тренинги, курсы, семинары. Однако зачастую молодые специалисты не желают заступать на начальные должности и плохо адаптируются в трудовой атмосфере. Им хочется «всего и сразу».

 

молодой специалистРавнение на современные методики обучения.
Основной причиной того, что молодые специалисты не в полной мере соответствуют требованиям работодателей, является недостаток такого понятия, как «практика» во время обучения в ВУЗе. Если сравнивать с западными учебными заведениями, там читают лекции практикующие специалисты, которым доподлинно известны все современные методики и процессы применения знаний, умений и навыков на предприятии. В России преподаватели работают на полной ставке, их деятельность прискорбно низко оплачивается, поэтому большую часть профессорско-преподавательского состава представляют специалисты советской эпохи.

Тем не менее, в развитии нашей системы образования появились свои положительные результаты. В данное время высшие учебные заведения уже начали активно сотрудничать с работодателями, что принесло свои плоды. Образовательные программы, учебные планы видоизменяются в соответствии с положением рынка труда. Конечно, пока не так быстро, как в Европе, где за последние пару лет появились новые специальности:
• специалист по совмещению музыки с трехмерной графикой и анимацией,
• специалист по работе с госструктурами,
• специалист по информационным технологиям системы здравоохранения.

О стажировке.
Российскими компаниями сейчас предлагается стажировка для студентов в свободное от учебы время, но амбициозность и менталитет молодого поколения нашей страны отличается от амбиций и менталитета студентов на Западе. Большинство наших студентов не желают строить карьеру в компании таким путем: через относительно низкую заработную плату и невероятное количество ненужных обязанностей, которые компания накладывает на стажеров. Кроме того, многие студенты вообще плохо себе представляют, что будут делать в ближайшем будущем и чем хотели бы заниматься после окончания обучения. Ведь диплом о высшем образовании, как они считают, – это подтверждение социального статуса, а не свидетельство приобретённой профессии. Конечно, в нашей стране профориентация школьников и студентов находится на зачаточном уровне. Поэтому необходимо самому помнить, что собственная судьба зависит только от тебя. Стоит задуматься и оценить свои качества, сильные стороны и выяснить для себя, где можно их применить, и какая профессия тебе больше по душе.

Пути решения проблемы.
Недостаток финансирования высших учебных заведений России, естественно, объясняет многие проблемы, но нужно совместными усилиями искать выход. К примеру, правительством Великобритании некоторое время назад была выдвинута программа поддержки экономики посредством продажи знаний. В результате ВУЗы стали зарабатывать на продаже научных разработок, а не на оплате, взимаемой со студентов за обучение. И во многих странах Европы и США эта программа успешно работает. Об этом говорил и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, когда шла речь о необходимости ведения практической научной деятельности в университетах нашей страны, будь они частные или государственные.

Таким образом, практическая научная деятельность ещё на студенческой скамье и тесное сотрудничество с работодателями, вкупе с самоорганизацией и самоориентацией поможет решить проблему некомпетентности молодых специалистов, повысит доверие предприятий ко вчерашним студентам, а значит, проблема занятости молодых специалистов будет постепенно решаться. Главное, отбросить иллюзии и не ожидать стремительного взлёта карьеры с первых рабочих дней, а добиваться всего, применяя на практике полученные в Вузе знания, тем самым помогая предприятию развиваться в современном ключе.