О методах креативного мышления

110153916 large muysli1Что делать, если перед руководителем возникнет нестандартная проблема, которая сходу никак не решается? Ответ на подобные задачи невозможно получить, даже если прибегнуть к помощи главных специалистов предприятия, созванных на совещание, или коллег по бизнесу. Решение таких задач не может прийти в один момент, так как ответ не лежит на поверхности, его нужно хорошенько поискать. Однако существуют интеллектуальные инструменты, помогающие интенсифицировать творческое мышление.

Строго говоря, задачи, которые требуют решения, легко поддаются классификации по трудности нахождения ответа. Всем известно, что простые проблемы решаются сходу, над ними не нужно долго думать. Задачи средней степени сложности также решаются, но при этом на поиск решения тратится существенно больше времени. И наконец, самые сложные задачи требуют для своего разрешения уйму времени и сил специалистов.

Как правило, чтобы решить простую задачу управленческого, технического или иного характера, достаточно перебрать в уме десяток вариантов ответа и выбрать лучший из них. Для решения средней по сложности задачи необходимо перебрать несколько сотен вариантов возможных решений. Это труднее, чем в первом случае, но также возможно. А вот особо сложные задачи требуют поиска единственно верного ответа среди тысяч вариантов мысленных решений.

Самым известным методом решения простых проблем, а также проблем средней сложности является метод перебора вариантов. Если вариантов немного, то решение находится быстро. Если вариантов больше – тратится больше времени либо привлекается группа специалистов, которые общими усилиями ищут ответ, сокращая затраченное на поиски время. Когда задача очень сложная, то метод перебора вариантов оказывается бессильным, какими бы интеллектуальными способностями не обладали привлеченные специалисты.

В свое время для генерации новых идей или поиска решения задач предпринимались попытки интенсификации метода перебора вариантов. Например, в сороковых годах двадцатого века А. Осборном в США стал применяться так называемый «мозговой штурм». Суть метода заключается в том, что для решения сложной задачи должны привлекаться специалисты из разных областей знаний. Участники «мозгового штурма» пытаются разрешить предложенную задачу, используя аналогии, профессиональные знания и опыт из своей отрасли.

Также следует отметить метод контрольных вопросов, которые составляются заранее руководителем творческой группы. Список контрольных вопросов, которые в большинстве своем универсальны, предлагается всем участникам совещания. Указанный метод контрольных вопросов позволяет раскачать воображение специалистов, которые начинают генерировать нестандартные и интересные идеи, полезные в решении поставленной задачи.

Для создания новых изделий широкое распространение получил метод морфологического анализа. Принцип действия метода основан на возможностях комбинаторики. Конструкция исследуемого известного изделия разбивается на функциональные зоны, которые затем перемещаются относительно друг друга в различных сочетаниях. При этом получаются новые необычные конструкции. Некоторые из них оказываются жизнеспособными и могут иметь какие-то преимущества перед исходным вариантом.

Существуют и другие методы, позволяющие интенсифицировать творческий процесс, а по сути, ускоряющие все тот же перебор вариантов. Новое слово в методике творчества и поиска решений сказал Г. Альтшуллер. Он подошел к этому с философской точки зрения, создав алгоритм решения изобретательской задачи (АРИЗ), а позже ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. Принцип нахождения ответа по АРИЗ основан на разрешении противоречия, которое и лежит в основе каждой проблемы. Докопавшись до противоречия, его легко снять, имея набор специально разработанных для этого инструментов.

Работу над ТРИЗ ее автор Г. Альтшуллер начал еще в СССР в пятидесятых годах прошлого века, а его приверженцы работают над теорией до сих пор, применяя ее во всех возможных аспектах человеческой деятельности. Надо отметить, что ТРИЗ – единственный по-настоящему креативный метод, позволяющий отказаться от перебора вариантов и прийти к решению прямым путем.