- Принцип причинности – заключается в признании имеющейся взаимообусловленности и взаимосвязи между материальными либо психическими явлениями.
- Принцип системности – психические явления обосновываются как элементы общей целостной организации.
Анализ норм деловой этики позволяет утверждать – целью данной дисциплины становится решение 2 основных задач:
- Изучение и освоение нормами деловой этики, методиками психологической диагностики всеми субъектами деятельности.
- Выработка умений и навыков регулирования психического состояния конкретного субъекта – основываясь на специальных психологических технологиях.
Учение этики посвящено вопросам морали и нравственности, включая общую систему ценностей. Мораль выступает определенным регулятором поведения лиц и общественных отношений в различных сферах общественной жизни. Главными категориями этики являются справедливость, благо, добро, ответственность, долг и пр.
В деловом общении выделяются некоторые взаимоотношения, характерные для коллектива:
- Принцип невмешательства – когда руководитель не проявляет заботу о своем предприятии и сотрудниках. Не делегирует свои рабочие функции, не относится всерьез к достижениям коллектива. Руководитель в подобной ситуации обычно готов на любые методы и средства для сохранения собственной должности.
- Теплая компания – проявляется максимальная забота о работниках, с атмосферой внимания к сотрудникам, дружескими отношениями и приятной атмосферой. Работа протекает в благополучном и комфортном для каждого сотрудника темпе. Но руководители часто не интересуются конкретными планами и достигнутыми результатами деятельности своих подчиненных.
- Задача – когда руководитель в полной мере увлечен достижением поставленных задач. Такой приоритет мешает по достоинству оценивать человеческий фактор или он игнорируется вовсе.
- Золотая середина – руководитель может оптимально сочетать достижения приоритеты и интересы сотрудников, не требуя от них слишком многого.
- Команда – считается оптимальным вариантом взаимоотношений. Руководителем в этой ситуации учитываются и рабочие достижения сотрудников, а также их интересы. Отношения характеризуются высоким уровнем деловитости и человечности.