Права человека в кинематографе.

17.12.14

Права человека в кинематографе.
В Центральном Доме журналиста 11 декабря состоялась дискуссия "Отражение темы прав человека в кинематографе" в рамках Международного фестиваля фильмов о правах человека «Сталкер».

В числе приглашённых были представители международных общественных и правозащитных организаций, режиссёры и авторы сценариев конкурсных фильмов.
Главные вопросы дискуссии касались трудностей, с которыми встречаются создатели фильмов о правах человека, а также великой силы киноискусства, заявляющей о проблемах человека в обществе.
В этом году в фестивале приняли участие 150 фильмов из 450 заявленных. Среди них фильмы, приглашённых на дискуссию режиссёров и авторов сценариев, «Бездельники» Ольги Пирковской, «Воскресенье» Алана Догузова, «Окарина» Игоря Полещук, «Папа, здравствуй» Натальи Кононенко, «Смоленская Швейцария» Екатерины Головня, «Чертополох» Арминэ Арутюнян и другие. Их фильмы о ситуации в центрально-африканской стране – Гвинеи, о проблемах понимания общества, об отсутствии выбора жителей карельских деревень, о прощении и реабилитации, о сопряжении различных национальных культур в Смоленской области.
Участники дискуссии рассказали, что ищут своего героя повсюду, вплоть до своей собственной семейной истории. Например, Наталья Кононенко призналась, что своего героя нашла в сообществе анонимных алкоголиков.
Не обошлось без вопросов из зала. Пётр Сафрошкин – президент Союза студенческих и молодёжных СМИ задал вопрос о том, почему в фильмах фестиваля так часто демонстрируют проблемы России, а не других стран. Его вопрос вызвал много неоднозначных эмоций. Приглашённых режиссёров возмутил этот вопрос, и они заметили, что проблемы, поднятые в фильмах не только Российские, но и Мировые. Арминэ Арутонян рассказала, что её кино о проблемах армян и пригласила Петра на просмотр своего фильма. Ольга Пирковская ответила, что её фильм о проблемах жителей Гвинеи.
Кино о правах человека – особое кино, заставляющее задуматься, посмотреть на права человека и его мир иначе. Например, представитель ООН РФ по делам беженцев рассказала, что фильм о беженцах, показанный ксенофобно настроенным людям, заставил вторых изменить свой взгляд на ситуацию. Вот так кино о правах человека выполняет свою основную задачу: воспитание личности нового типа. Благодаря фестивалю «Сталкер» личность становится духовно, культурно развитой. У неё формируется свой взгляд на жизнь.
Однако сегодня кино такой направленности претерпевает огромные трудности на пути своего создания, как признались участники дискуссии. Нехватка, а порой отсутствие государственного финансирования, цензура, отказ от предоставления места съёмок – далеко неполный список трудностей, с которыми пришлось столкнуться режиссёрам не только игрового кино, но и документального. Несмотря на все сложности социальное кино о правах человека продолжает создаваться и радовать своего зрителя.