В галереи построено очень много залов. Есть залы, которые посвящены великим русским художникам XVIII и XIX веков.
Начало коллекции было положено Третьяковым, ему удалось собрать множество произведений старых мастеров. Первые свои приобретения, в том числе и две жанровые картины - "Искушение" Н. Шильдера и "Финляндские контрабандисты" В. Худякова, он сделал на знаменитых "развалинах" у Сухаревой башни. Позже начал посещать выставки и мастерские художников. В архиве Третьяковской галереи много бесценных полотен. Как отмечают искусствоведы, наиболее полно в частной коллекции Третьякова были представлены В. Перов, И. Репин, И. Левитан, В. Суриков, И. Крамской, В. Серов. Необычайные пейзажи как полотна "После дождя" и "Золотая осень". Эти картины Левитана очень красивые. Картины Ильи Репина в Третьяковской галерее тесно связаны с историей нашей страны, например, картина "Иван Грозный убивает своего сына Ивана». Присутствуют несколько портретов Льва Толстого и автопортрет Репина в этом же зале. Работа "Троица" Андрея Рублева отражает жизнь и душу русского народа. Русское искусство первой половины XIX века проходит свой сложный путь в постоянных поисках нравственного идеала, начиная с романтических образов Кипренского до философского и критического творчества А. Иванова и П. Федотова.
Одним из лучших мастеров, чье творчество знаменует наступление новой эпохи, был О. А. Кипренский. Одно из самых волнующих созданий Кипренского — «Портрет мальчика Челищева». В 1890-е годы Третьяков начинает собирать картины русских мастеров XVIII - начала XIX века, а также памятники древнерусской живописи. Так, на выставке русской старины и у антиквара И. Силина им были куплены ценные иконы. В этот же период было положено начало коллекции русской скульптуры. В августе 1892 г. П. М. Третьяков передал свое детище в дар Москве.
Третьяковская галерея является достоянием России и признана одним из богатейших музеев изобразительного искусства в мире.
Изосемова Кристина Витальевна гр.КП-12в
Тарураева Наталия Олеговна
Студентка 1 курса
Факультет: Психология
Группа: П11в
Третьяковская галерея.
Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) (известна также как Третьяковка) — художественный музей в Москве, основанный в 1856 году, купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Экспозиция в главном корпусе «Русская живопись XI — начала XX века» (Лаврушинский переулок, д. 10) является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в 1986 году.
Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-ом году. Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова, хотя ранее в 1854—1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.
К 1917 году коллекция Третьяковской галереи насчитывала около 4 000 произведений, к 1975 — 55 000 произведений. Собрание Галереи постоянно росло за счёт планомерных государственных покупок.
В настоящее время коллекция включает русскую живопись, графику, скульптуру, отдельные произведения декоративно-прикладного искусства XI — начала XXI веков.
Почтовые марки с изображением галереи.
Недавно мне удалось посетить настоящий дворец русского искусства — Третьяковскую галерею в Москве. Там моему взору открылось великое множество картин — настоящих шедевров. Их краски не тускнеют со временем. Картины продолжают радовать и вдохновлять людей.
Видела я очень интересную и нежную картину Тропина Василия Андреевича Кружевница (1823)
Картина – яркий пример созданного художником нового типа произведений – портрета-жанра. В основе изображения не конкретный персонаж, а обобщенный, идеализированный человеческий тип. Миловидная молодая девушка лукаво смотрит на зрителя. Её движения и фигура полны грации. Образ юной очаровательной простолюдинки, связанный с традициями сентиментализма, воплощает поэзию простоты и уютного домашнего быта. В "Кружевнице" проявился интерес Тропинина к среде, окружающей человека. Натюрморт с ножницами на первом плане интересен художнику не меньше, чем героиня. Общий оливковый тон картины сдержанно благороден, фактура живописи стала более плотной и приобрела эмалевый блеск.
Не обошла стороной и картину Неврева Николая Васильевича Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого. (1866)
Характерный для творчества П.Н. Федотова тип бытового жанра в интерьере лишается в картине Н.В. Неврева своей поэтичности, приобретая остро социальные черты и критическую направленность. Многочисленные детали обстановки, картины на стенах, натюрморт на столе, за которым двое помещиков заключают сделку, уже не являются предметом любования художника, а носят чисто документальный характер. Обобщенный коричневатый колорит также служит, главным образом, задаче фиксации происходящего и отчасти напоминает ранние федотовские сепии, соединяющие повествовательность с чертами критики.
Эту картину можно рассматривать долго. Иванов Александр Андреевич Явление Христа народу (Явление Мессии) (1837–1857)
Сюжет заимствован из первой главы Евангелия от Иоанна (1: 29–31). Иванов называл этот сюжет "всемирным", он стремился показать все человечество в решающий, определяющий его судьбу момент. В центре картины – фигура Иоанна Крестителя, совершающего крещение народа в реке Иордан и указывающего на приближающегося Иисуса. Слева от Иоанна изображена группа апостолов – юный Иоанн Богослов, за ним Петр, далее Андрей Первозванный, а за его спиной – Нафанаил, так называемый "сомневающийся". На первом плане – юноши и старцы – образ непрекращающейся жизни. В центре – богатый, отшатнувшийся от Христа, и раб, о котором Иванов сказал: "Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада". Справа – фигура "ближайшего к Христу", в котором узнается облик писателя Н.В.Гоголя. В облике странника с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна, художник запечатлел собственные черты.
Но больше всего меня привлекает и одновременно пугает картина Васнецова Виктора Михайловича Царь Иван Васильевич Грозный (1897)
Эта картина – наиболее глубоко и верно переданный образ Грозного в нашем наследии изобразительного искусства. Васнецов показал здесь прекрасный характер того, как можно создавать исторический портрет живо, глубоко, проникновенно, убеждающе. Облик Грозного дан именно таким, каким он сохранился в свидетельствах современников. Здесь могла помочь художнику близость к народному творчеству и знание его. В самом деле, исторические народные песни об Иване IV показывают его как царя грозного, но мудрого. Но и впечатления, полученные от замечательных старинных построек времени Грозного, поразивших его в Москве, особенно от собора Василия Блаженного, явившегося выражением лучшего в зодчестве эпохи Ивана IV, также, надо предположить, заставили художника задуматься над содержанием эпохи и личностью Грозного и по-новому понять ее. Все это обусловило создание того образа Грозного, который величественно выступает перед нами на картине Васнецова. Это твердый волей, решительный, очень умный человек, суровый, замкнутый в себе, подозрительный, скрытный в силу исторических условий его царствования, заговоров и измен реакционного боярства и глубоко одинокий. Он выше окружающих его в жизни людей не только саном, но и духовно. Своеобразие личности Грозного, его значительность чувствуется во всем облике царя, в его лице. Выразительны руки, особенно та, что опирается на посох. Фигура Грозного в рост занимает по вертикали почти все полотно, что при малой ширине картины усиливает впечатление величественности, доминирования над окружающим, но, господствуя, царь в то же время неразрывно с ним слит. Колорит картины строгий, выдержанный. Золотистый тон парчового одеяния Грозного, покрытого темными цветами восточного рисунка, переходит с одной стороны в темно-красный цвет бархата сапог, с другой – в ярко-зеленый тон рукавиц.
Хочется так же отметить картину Ге Николая Николаевича Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе (1871)
Замысел картины приобрел особую актуальность в преддверии 200-летнего юбилея Петра I (1672–1725) и споров о роли его реформ, вспыхнувших в связи с этим событием. В трактовке темы Ге сближается с художниками-передвижниками в понимании жанра исторической картины. Конфликт раскрыт без излишней патетики, характеристика героев, интерьер дворца Монплезир – все подчинено задаче исторической достоверности. Рассеянное освещение придает сцене бытовой характер. Полный внутренней мощи облик Петра противопоставлен бессилию царевича, фигура которого будто сливается с интерьером. Зрителю очевидно сразу, на чьей стороне историческая правда.
В Третьяковке я видела множество выставок современных художников самых разных стилей. С тех пор как полтора века назад молодой купец Павел Третьяков стал покупать картины и собирать коллекцию, галерея постоянно пополняется новыми работами.